Сегодня, 3 августа, премьер Михаил МИШУСТИН встретился с председателем правления ПФР Андреем КИГИМОМ. В ходе разговора выяснилось, что страна окончательно перешла в электронный формат общения народа с государством. По крайней мере, народ (те, кто моложе 45-ти) – точно! Предлагаем сокращенный вариант их беседы, которая может вполне себе стать исторической.
М. МИШУСТИН: Пенсионный фонд – это одна из ключевых структур, за счёт средств которой выполняются социальные обязательства перед гражданами, выплачиваются пенсии, различные пособия.
Очень важно на сегодняшний день, чтобы люди как можно меньше времени тратили на сбор различных документов и справок, как это, в частности, уже происходит с сертификатом на материнский капитал. С прошлого года он предоставляется в проактивном режиме и оформляется сразу без каких-либо заявлений, практически после регистрации рождения ребёнка в загсе.
А. КИГИМ: Социальная сфера, конечно, требует от людей понимания, насколько государство о них заботится.
Формат перехода на социальное казначейство, формат ЕПГУ, показал неожиданный результат. 99% людей сегодня заинтересованы подавать заявки в электронном виде. По крайней мере, все, кто моложе 45 лет, точно.
Мы в прошлом году выделили на материнский капитал 318 млрд, из которых 288 млрд ушли на жильё. Сегодня видим, что мера оказалась не просто востребованной – она поддержана банками. И это тоже, может быть, ещё один плюс электронного беззаявительного характера, потому что примерно шесть банков предоставляют основной пакет услуг по ипотеке. Они обращаются сразу через мобильные электронные сервисы к нам, в наши информационные системы. Это позволяет людям без бумаг, автоматически получать эту выплату. Это сегодня составляет примерно 90%. По 4% уходит на образование и 5% – на ежемесячные выплаты. Поэтому с этой точки зрения сервис комфортный.
Вы правильно сказали, социальное казначейство должно убрать все барьеры. Главная проблема сегодня – нуждаемость. Новые выплаты, которые доверены Пенсионному фонду, мы смотрим в этом формате. Нам очень помогает ЕГР ЗАГС, потому что мы сразу же видим все сведения о семьях, Единый реестр населения позволяет обогатить эти базы данных. И конечно, основная поддержка у нас сегодня со стороны МВД, которое даёт нам данные и по прописке, и по транспорту. Система работает оперативно.
Стали налаживать новые форматы Например, по беременным оказалось, что нужен дополнительный сервис. И Фонд соцстраха, и медики оказались готовы к этому вызову и буквально за две недели настроили систему и дополнительно к электронному больничному добавили родовый сертификат. Мы видим, что все получают информацию в электронном виде, и это действительно облегчает людям задачу. Но нуждаемость требует от нас ответственности, поэтому принцип социального казначейства мы стараемся тестировать и ближе к сентябрю доложим, насколько оказалось эффективным межведомственное взаимодействие.
М. МИШУСТИН: Вы говорите сейчас о двух новых мер поддержки – это выплата женщинам, ставшим на учёт на ранних сроках беременности, а также пособие родителям, которые воспитывают в одиночку детей от 8 до 17 лет. На предоставление этих двух ежемесячных выплат в текущем году мы выделили около 50 млрд рублей.
Как эта работа в принципе организована?
А. КИГИМ: К счастью, формат Минздрава позволяет видеть информацию [в цифре]. Но принцип нуждаемости требует, чтобы мы проверили информацию, касающуюся машины, квартиры, дохода, который должен быть ниже прожиточного минимума, для того чтобы заплатить, – это всё говорит о том, что это будет растянуто во времени. Но людей мы должны индивидуально информировать. И здесь нам помогает ЕПГУ, на котором мы формируем систему как отказов мотивированных, так и перечисление средств, когда готовы решения.
М. МИШУСТИН: В эпоху цифровой трансформации, когда технологии достаточно активно развиваются и происходит очень много процессов, связанных с внедрением так называемой цифры, людям постарше – а клиентами Пенсионного фонда являются в том числе люди старшего поколения, которым не всегда комфортно работать с «цифрой», – нужно создать все условия для того, чтобы у них был выбор. Я знаю большое количество людей, которые, например, не хотят заполнять декларацию в электронном виде, поскольку в жизни привыкли писать.
А. КИГИМ: Старшее поколение – это тема особой нашей заботы. Раньше у Пенсионного фонда была даже программа обучения компьютерной грамотности старшего поколения, пенсионеров, чтобы они лучше пользовались этими сервисами.
Но у нас есть 2360 клиентских служб по стране. Эти службы работают в физическом контакте. Они работают достаточно грамотно, тактично с людьми. И всё, что не может реализовать электронный сервис или единый контакт-центр, мы делаем с помощью этих служб.
И конечно, такая работа будет сохранена для тех, кто нуждается в индивидуальном клиентском обслуживании.